RU   EN   FR   CN   DE  
Нашли ошибку на странице?
15.09.2020 09:48
Категория: События, Опорный вуз
Автор: Отдел по связям с общественностью

Проблемы противодействия преступлениям экстремистской направленности. Первая часть статьи: экстремизм как негативное явление, типология, нормативная база

Об экстремизме как одной из самых глобальных и злободневных мировых проблем рассуждает в своей статье доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института, руководитель Центра правового просвещения, формирования толерантности, противодействия экстремизму и коррупции при ВлГУ Микаэль Ахмедов.


 

Экстремизм в последние годы стал одной из самых глобальных и злободневных проблем не только Российской Федерации, но и всего мира. Число преступлений экстремистской направленности растет из года в год, количество экстремистских группировок также увеличивается. Только за 2017 год зарегистрировано преступлений экстремистской направленности в РФ – 1521, что на 32% больше чем за 2014 год. Ситуация в последние годы немного изменилась, в период с января по июнь 2020 г. уже зарегистрировано 442 преступления, что практически приближает эту цифру к прошлогодней за весь 2019 год. Экстремизм в своем понимании является первостепенным негативным явлением, перетекающим в большинстве случаев в преступления террористической направленности, и, к сожалению, такой переход является молниеносным и латентным. За январь-июнь 2020 г. уже зарегистрировано 1806 преступлений террористического характера, напоминаем за весь прошлый год зарегистрировано – 1183.

 

Зарегистрировано преступлений экстремистской направленности

2014

2015

2016

2017

2018

(январь-ноябрь)

Значение

Прирост

Значение

Прирост

Значение

Прирост

Значение

Прирост

Значение

Прирост

1034

15.4

1329

28.53

1450

9.1

1521

4.9

1265

-16,8

2019

2020 (январь-июнь)

Значение

Прирост

Значение

Прирост

585

-53,8

442

40,8

 

Всё это приводит к нивелированию многолетних отношений между различными народами и нациями и, соответственно, уничтожает возможность какого-либо взаимовыгодного сотрудничества и партнерства. Отношения между людьми начинают приобретать жесткий и кровожадный характер, полностью обесценивая человеческую жизнь и те общечеловеческие достижения, строившиеся веками тяжелым и непосильным трудом. И это далеко не полный спектр последствий, к которым может привести такой поистине страшный и ужасный феномен как экстремизм.

 

Поскольку проблема экстремизма является как никогда актуальной, появляется огромное количество научных работ, посвященных данному явлению. В научных исследованиях данный феномен был очень подробно проанализирован с различных сторон, но к сожалению, не все вопросы в имеющихся исследованиях нашли решение. Проблематика исследуемого явления прежде всего касается также и правоприменителей при оценивании различных форм проявлений экстремизма. Об отмеченных аспектах и пойдет речь в нашем исследовании.

 

Перед тем, как приступать к рассмотрению особенностей системы противодействия экстремизму, необходимо, в первую очередь, разобраться, что же представляет собой данное явление.

 

На текущий момент одной из важнейших проблем является то, что действующее антиэкстремистское законодательство несовершенно. К примеру, ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» не дает единого определения понятию «экстремизм». Его трактуют посредством перечисления деяний, которые принято относить к «экстремистской деятельности». То есть, закон не содержит точных критериев, которые дали бы возможность составить полное и четкое определение такого понятия, как «экстремистская деятельность». Существующая трактовка слишком расплывчата, в результате чего этот термин может толковаться произвольно, что создает угрозу для граждан и организаций. Соответственно, проблемы возникают и у правоприменителя. Здесь следует привести точку зрения И.В. Загребина, который вполне обоснованно утверждает, что отсутствие единого определения экстремистской деятельности позволяет использовать законодательство для того, чтобы устранить неугодные религиозные объединения, прикрыть нарушения права на свободу совести и вероисповедания.

 

В то же время наличие правильной трактовки сути экстремистской деятельности позволяет эффективно противодействовать этому явлению, а также дать оценку уровня угрозы, которую оно несет, и выработать методы борьбы с ним. Для эффективного противодействия экстремизму необходимы современные правовые разработки, действенность которых подтверждена практикой. При этом они должны принимать во внимание прогнозы, касающиеся развития ситуации в будущем, а также совокупность сложившихся исторически в России социокультурных традиций.

 

Стоит заметить, что в переводе с латинского экстремизм («extremus») обозначает склонность к радикальным взглядам, мерам, действиям. Невзирая на то, что на каждом этапе эволюции человечества существовало такое явление, как экстремизм, этот термин стал широко применяться лишь в начале прошлого столетия. В XX веке данное слово впервые закрепили в российской справочной литературе. Но в толковом словаре русского языка В.И. Даля и Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона это понятие, как и производные от него однокоренные слова, не закрепляется.  В отечественном законодательстве данный термин появился, после того как РФ ратифицировала Международную конвенцию «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (Шанхай, 15.06.2001г.).  Чтобы реализовать вышеназванный документ приняли ФЗ от 27.06.2002г. №114 «О противодействии экстремистской деятельности».

 

Современная наука выделяет множество разновидностей и типологий экстремизма, но в то же время на нормативном уровне ни одной из них не было дано четкое закрепление.

 

Существует целый ряд форм экстремизма – политический, социальный, религиозный, расовый, идеологический, молодежный, бытовой, националистический, этнический и пр. В нашем исследовании будут рассмотрены самые распространенные формы экстремизма: политический и религиозный, признаки которых во многом схожи.  Проанализировав законодательство, мы обнаруживаем упоминание о религиозном и политическом экстремизме в п. 40 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».  По нашему мнению, это свидетельствует о том, что государство обеспокоено повышенной угрозой данного типа экстремистских проявлений. Соответственно, необходимо его фундаментальное изучение и формирование критериеобразующих признаков.

 

На современном этапе религиозный экстремизм рассматривается, по большей части, как экстремизм, базирующийся на исламе.  Такое мнение правильным назвать нельзя. «Традиционным исламом» –  одной из основных мировых религий – насилие не воспринимается в качестве способа достижения намеченных целей.

 

Е. А. Забарчук в качестве фундаментальной отличительной черты этой разновидности экстремизма называет его цель: стремление насильственным образом навязать людям религиозные взгляды, которые оправдывают и обосновывают подобную деятельность. В рамках современного религиозного экстремизма религия является всего лишь одним из средств политической борьбы. Те межрелигиозные конфликты, которые позиционируются современными экстремистскими структурами в качестве ключевых причин их деятельности, почти никогда не находят своего проявления в «чистом виде». В основном религиозный фактор выступает как идеологическая и организационная подоплека, позволяющая реализовать конкретные политические интересы разных субъектов и сообществ. «Религиозные лозунги чаще всего используют, для того чтобы привлечь на свою сторону обширные массы верующих, в результате чего конфликты становятся особенно деструктивными и жестокими.  Именно поэтому к практике религиозного экстремизма нередко прибегают деятели радикальных конфессиональных и националистических движений для достижения своих интересов».

 

Ключевая особенность политического экстремизма состоит в том, что выбирается конкретный объект посягательства, каковым является определенная политическая сфера. При этом дается обоснование того, что в этом случае применение насилия является наиболее эффективным инструментом борьбы за власть. Упоминание о политическом экстремизме мы находим, анализируя Указ Президента РФ от 23.03.1995г. №-310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». Однако документ не закрепил в своем содержании это понятие, а лишь сослался на определенные направления противодействия. Важно отметить, что эти трактовки по большей части соответствуют сути уголовно-правовой концепции, которая заложена в Уголовном кодексе РФ.  Это усложняет попытки выделить политический экстремизм из общей массы экстремистских проявлений противоправного характера. В этом плане особого внимания заслуживает мнение Р.С. Тамаева, указывающего на то, что политический экстремизм деструктивно влияет на сферу политики, где крайние меры и соответствующие им методы применяются лишь для того, чтобы завоевать власть. Таким образом, как его отличительную особенность можно назвать способность к синтезированию экстремистских проявлений, которые происходят в иных сферах общественной жизни, придавая им при этом политический окрас.

 

Доцент ВлГУ Микаэль Ахмедов.

Продолжение следует.