RU   EN   FR   CN   DE  
Нашли ошибку на странице?
19.03.2020 13:58
Категория: События, ВлГУ дома
Автор: отдел по связям с общественностью

Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с временным порядком работы и учебы и использованием онлайн-курсов

Минобрнауки России подготовило методические рекомендации по актуальным вопросам, связанным с временным переходом на дистанционное обучение в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Публикуем ответы на некоторые из них.


 

Вопросы, волнующие студентов, их родителей или сотрудников образовательных организаций можно задать операторам "горячей" линии +7 (495) 198-00-00.

Также ведомство открыло аккаунт на платформе Яндекс.Кью. 

 

1. Возможна ли реализация образовательной программы или части образовательной программы посредством онлайн-курсов других университетов?

Ответ: да, это возможно.

В соответствии с пунктом 7 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816, организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов. Эти онлайн-курсы должны обеспечить обучающимся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

 

2. Нужно ли заключать дополнительные соглашения к договорам об образовании в связи с переходом на дистанционное обучение. Нужно ли менять объем услуги? 

Ответ: Применение электронного обучения и / или дистанционных технологий при реализации образовательной программы само по себе не влечет за собой изменение формы обучения.

Объем услуги в части высшего образования также не меняется (объем образовательной программы измеряется в зачетных единицах, их количество не изменятся; зачетная единица включает и часы контактной работы и самостоятельной работы студента). Поэтому изменений в договор вносить не нужно. При этом образовательная организация обязана обеспечить качественное оказание образовательной услуги в полном объеме.

 

3. На какой период предоставляется возможность использовать онлайн-курсы?

Ответ: На неопределенный срок – «до особого распоряжения» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. В настоящее время с точностью можно сказать – как минимум до конца семестра. 

 

4. Если студент учится на основании договора об оказании платных образовательных услуг, вправе ли образовательная организация предлагать ему онлайн-курсы других университетов, ведь оплачивает обучение он в своем университете?

Ответ: Да, вправе.

Отношения по образовательной программе у студента возникают с образовательной организацией, которая, которая является исполнителем образовательных услуг по отношению к студенту, независимо от прослушивания студентом онлайн-курса другой образовательной организации.

При этом рекомендуется соблюдать два условия (одновременно):

− образовательная организация, где учится студент, обеспечивает организационную, учебно-методическую поддержку студента на протяжении прослушивания онлайн-курса;

− образовательная организация, где учится студент, проводит текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию студента по дисциплине, соответствующей по содержанию онлайн-курсу.

То, что образовательная организация указывает своему студенту, материалы какого онлайн-курса другой образовательной организации можно прослушать в рамках конкретной учебной программы, не изменяет того, что обучение как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности и т.д. осуществляет именно та организация, в которой учится студент.

 

5. Может ли студент выбрать понравившийся ему онлайн-курс самостоятельно?

Ответ: Предлагается модель, при которой онлайн-курсы для реализации образовательных программ выбирает образовательная организация и доводит до сведения студентов в установленном ею порядке.

Во-первых, это упорядочит выбор курсов студентами.

Во-вторых, это необходимо во исполнение пункта 4 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816, в целях обеспечения правильности выбора курсов студентами.

 

6. Какие документы нужно предоставить студенту онлайн-платформе для обучения на онлайн-курсах?

Ответ: Предоставление документов от студентов не требуется.

 

7. Каким образом будет подтверждаться личность студента при обучении по онлайн-курсам?

Ответ: Технологии идентификации личности используются только в тех случаях, когда слушатель онлайн-курса проходит онлайн-аттестацию и получает сертификат.

Прослушивание онлайн-курсов в текущих условиях будет проходить без промежуточной аттестации и, соответственно, не требует идентификации студента.

 

8. У студента нет компьютера, чтобы использовать дистанционные технологии. Что делать?

Ответ: большинство онлайн-курсов можно пройти не только с помощью компьютера, но и с помощью мобильных устройств с доступом в сеть «Интернет».

Каждая организация должна самостоятельно решить вопрос об обеспечении студентов техническими средствами.

 

9. Влечет ли применение дистанционных технологий какое-то изменение прав и обязанностей студента?

Ответ: Нет, не влечет. Все права и обязанности студента сохраняются в полном объеме.

 

9. Что будет с учебной нагрузкой педагогических работников, чьи курсы будут реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций?

Ответ: в случае, если учебный курс будет реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций, объем аудиторной работы преподавателя уменьшится, при этом вынужденно возрастут иные формы его нагрузки – методическая и организационная работа, проведение онлайн-семинаров и консультаций, научная работа и т.п.

Высвободившееся рабочее время преподавателя может быть перераспределено на другие виды педагогической работы (методическая, научная, организационная и проч.). Законодательство (приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601) устанавливает верхний предел учебной нагрузки педагогического работника. Нижний предел учебной нагрузки устанавливается локальными нормативными актами образовательной организации. Конкретный объем учебной нагрузки педагогического работника фиксируется в трудовом договоре.