RU   EN   FR   CN   DE  
Нашли ошибку на странице?
25.10.2019 15:25
Категория: События, Партнерские связи, Опорный вуз, Стратегические проекты
Автор: отдел по связям с общественностью

Владимир Путин на форуме «Россия – Африка»: «Традиционной областью российско-африканского взаимодействия является подготовка квалифицированных кадров»

Владимирский государственный университет активно участвует в укреплении данного взаимодействия. За два года количество студентов из стран Африки увеличилось в 4 раза: сегодня на разных направлениях и специальностях учится 116 человек.


 

Экономический форум проходил 23-24 октября в Сочи на полях саммита «Россия – Африка». Форум стал стратегически важным шагом к созданию наиболее благоприятных условий для развития торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и странами Африки.

 

В своем выступлении президент Владимир Путин указал, что традиционной областью российско-африканского взаимодействия является подготовка квалифицированных кадров: «К середине 1980-х годов в Африке нашей страной было построено около ста учебных заведений, полмиллиона африканцев прошли профессиональную подготовку для работы на промышленных предприятиях и сельхозобъектах в африканских странах. Сейчас в России учатся семнадцать тысяч африканских студентов, из них около четырёх тысяч обучаются за счёт федерального бюджета Российской Федерации».

 

Детально вопросы развития человеческого капитала, возможностей повышения образовательного уровня африканской молодежи и использования достижений науки для устойчивого развития Африки, а также наиболее перспективные направления научного сотрудничества обсуждались на панельной сессии «Россия – Африка: наука, образование и инновации для развития экономики».

 

«Большое внимание в России уделяется развитию экспорта образовательных программ и технологий, этому посвящен федеральный проект. Рассчитываем в ближайшие годы практически в 2 раза увеличить количество иностранных студентов. Для этого мы расширяем количество и олимпиад, создаем государственные ресурсные центры, развиваем информационные ресурсы, которые позволяют абитуриентам из других государств подготовиться к поступлению в университеты, изучить русский язык.  С учетом этих задач планируется развивать и инфраструктуры университетов, создавать многофункциональные современные университетские кампусы», – сообщил в ходе дискуссии министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.

 

Министр обозначил основные аспекты научно-технологического сотрудничества России и стран африканского континента. Он отметил, что традиционными направлениями совместных исследований являются науки о земле, биология, ядерные исследования, гуманитарные науки. На дискуссии были рассмотрены вопросы развития сотрудничества в области среднего профессионального образования, открытия филиалов российских вузов на африканском континенте и увеличения бюджетных мест для студентов из Африки в рамках квоты Правительства РФ.

 

В работе форума принял участие и студент 4 курса Гуманитарного института ВлГУ Махамат Адам Гелджи из Чада. «Экономический форум объединил руководителей разных африканских стран. Помог обсудить актуальные вопросы, открыл новые перспективы сотрудничества с Россией. На форуме я смог встретиться с президентом своей страны, для меня это большая честь», – поделился студент ВлГУ.

 

Сегодня в ВлГУ обучаются более 1100 иностранных студентов из более чем 60 стран мира. 116 из них представляют 21 страну Африканского континента (Ангола, Египет, Гана, Гвинея, Замбия, Конго, Нигер, Руанда, Чад, Судан, Тунис и др.).

 

Для ВлГУ развитие сотрудничества со странами Африки в сфере подготовки кадров является перспективным. Владимирский вуз обладает многолетним опытом подготовки иностранных граждан, причем по различным формам: высшее образование, СПО, аспирантура, довузовская подготовка, включённое обучение, стажировка, курсы русского языка. С 2017 году количество учащихся из Африки увеличилось в 4 раза: чаще всего они выбирают технические направления (архитектура, строительство, IT), среди гуманитарных направлений пользуются популярностью «международные отношения» и «туризм».

 

Студентов из Африки, как и других иностранных учащихся, не только обучают по выбранному направлению – им помогают адаптироваться в России. Адаптация – это целый комплекс мероприятий, с помощью которых иностранные граждане погружаются в новую для них языковую и культурную среду – с минимальным стрессом и максимальной пользой. Главное – научить ребят учиться в другой стране, не чувствовать себя чужими.

 

По плану адаптации в первый месяц проходят мероприятия, направленные на ознакомление учащихся с инфраструктурой университета и города – это социокультурная адаптация. Далее проводятся мероприятия по лингвокультурной адаптации: преподаватели кафедры русского языка как иностранного знакомят студентов с особенностями истории и культуры Владимирского региона и традициями русского народа, культурой поведения и традициями общения русского народа, интернациональное воспитание. Одновременно реализуются мероприятия, направленные на адаптацию к новой образовательной среде: знакомство с системой образования в России, с жизнью и творчеством российских ученых, с деятельностью инновационных центров и дискуссионных площадок, обзор молодежных форумов для последующего участия в них.

 

Процесс адаптации двусторонний: иностранные студенты знакомятся с культурой и традициями России, а российские студенты открывают для себя культуру других стран. Это происходит в рамках Дней науки, на различных просветительских, спортивных и праздничных мероприятиях: День Африки, турнир по футболу «Кубок Африки», Новый год International, ежегодный форум «Международная мозаика», «Кухни мира».

 

По окончании вуза выпускники не забывают альма-матер. В 2018 году многие из них приняли участие в Форуме иностранных студентов и выпускников российских вузов, организованном при поддержке Росмолодежи и Всемирной ассоциации выпускников.

 

Одним из гостей форума стал Альберту Раймунду Вапота (Республика Ангола) – выпускник ВлГУ по специальности «Вычислительная техника» (1991 – 1996 гг.). После получения диплома он продолжил обучение в аспирантуре нашего университета и в 2000 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию под руководством заведующего кафедрой физики и прикладной математики профессора Сергея Аракеляна. Сегодня выпускник владимирского вуза руководит Высшим политехническим институтом Университета имени Мандюме Я Ндемюфайо г. Луанда. К слову, с данным университетом ВлГУ в 2013 году подписал соглашение о сотрудничестве, которое касается организации совместных научных исследований и развития академической мобильности.

 

«Я приехал на учебу по государственной линии. Я очень ценю полученное в СССР, а затем в Российской Федерации фундаментальное образование. В России я не только получил необходимые профессиональные знания и навыки, но и обогатился культурно. Развивался как личность. Для меня большая честь участвовать в мероприятиях родного вуза, особенно в тех, которые помогают в укреплении взаимодействия между Россией и моей страной. Подчеркну, страна без кадров – страна без будущего. Ангола – молодая страна (получила независимость в 1975 году), высшее образование только развивается, и сотрудники университетов (преподаватели, ученые) в большинстве своем – выпускники советских и российских вузов», рассказал Альберту Раймунду Вапота.

 

Российско-ангольское образовательное сотрудничество имеет положительную динамику развития. На сегодняшний день в российских образовательных организациях учатся более 1300 ангольских студентов и их количество ежегодно растет. Этому во многом способствовало наличие Протокола между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Народной Республики Ангола о признании и эквивалентности документов об образовании от 21 апреля 1986 года.

 

Подписанное Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Ангола о взаимном признании образования, квалификаций ученых степеней актуализирует нормативно-правовую базу двусторонних отношений в области образования с учетом изменений, произошедших в системах образования государств за последние 30 лет. Обновленное соглашение будет способствовать повышению привлекательности российского образования.

 

Источник фото с саммита: Росконгресс, ТАСС